Еще один действенный метод проверки кандидата — провокации.
Переспросите человека одно и то же несколько раз, как бы не слыша, — и
проследите, насколько изменится его тон, выражение лица: вы много
узнаете о его терпеливости и выдержке. Можно разыграть сценку. Посреди
разговора вас срочно вызывают по какому-нибудь делу, вы выходите "на
минуточку" и возвращаетесь минут через 15—20: встретит ли вас взор,
исполненный укора? (Чтобы не сыграть с человеком слишком злую шутку,
надо заранее быть уверенным, что он никуда не спешит.) Спровоцируйте
его на свободную дискуссию и посреди оживленной беседы несколько раз
перебейте: будет ли он упорно доводить фразу до конца или вежливо
уступит собеседнику?
На собеседовании человек готовится отвечать на
разумные, практические вопросы. Поэтому вопросы, звучащие нелепо и даже
глупо, вызывают по-настоящему искреннюю и непосредственную реакцию.
Попробуйте огорошить собеседника чем-нибудь вроде: "А вообще зачем
нужны деньги?" или "Вы не думали посвятить себя спорту?" Выбитый из
колеи, человек выдаст непосредственную реакцию не только на этот
вопрос, но и на любой, заданный сразу вслед за ним.
Попросите кандидата рассказать о случаях, когда он помогал
кому-нибудь. Сам по себе ответ не всегда о чем-то говорит: сочинит
кандидат слезную историю о спасении котенка или вовсе не припомнит ни
одного случая, потому что для него слишком естественно помогать и он не
придает этому значения. Но попробуйте в ответ на рассказ о помощи
пожилой соседке немного спровоцировать человека, пожав плечами:
"Помогать старикам — зачем? Разве не лучше помогать тем, кто более
полезен для общества?" Если вы встретите вежливое возражение или
откровенное непонимание вашей позиции — тогда перед вами человек,
во-первых, имеющий собственное мнение и не лгущий в угоду начальству;
во-вторых, действительно альтруистичный.
Деловые игры
Один из беспроигрышных, и притом совершенно открытых,
"легитимных", методов получения информации о навыках и способностях
кандидата — деловая игра. Разыграйте с кандидатом сценку: вы клиент, он
продавец. Смоделируйте конфликтную ситуацию в торговом зале (клиент
хочет вернуть препарат, обвиняет фармацевта в некомпетентности,
задерживает очередь и т.д.). Не стесняйтесь быстро "атаковать"
потенциального сотрудника, вынуждая его живо реагировать на ситуацию —
так, как будто перед ним действительно возмущенный клиент. Вы должны
увести кандидата от абстрактных теоретических рассуждений к живой
практике. Ваша цель — дать ему возможность проявить себя. Помните, что
условия все же созданы искусственно (не всякий клиент обладает вашим
упорством и изощренностью), оцените прежде всего выдержку и
находчивость претендента.
|